Прошел семинар по ISO/IEC 17025:2017

Центром по аккредитации в целях реализации Плана мероприятий по вступлению в качестве полноправного члена в Азиатско-тихоокеанское сотрудничество по аккредитации (APAC), Международную организацию по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международный форум по аккредитации (IAF) 1-3 мая 2019 года организован семинар по новой версии международного стандарта ISO/IEC 17025:2017 «Общие требования компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».

Семинар проведен с участием экспертов Махмуда Косеоглу и Гокхана Эриан из Турецкого агентства аккредитации-полноправного члена Международную организацию по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международный форум по аккредитации (IAF).

В семинаре приняли участие представители Центра по аккредитации, Национального института метрологии, Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и лабораторий отечественных производителей.

Центр по аккредитации привлекает зарубежного консультанта для выхода на международный уровень

Во исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 10 января 2019 года № УП-5624, а также в целях реализации Плана-мероприятий по вступлению ГУП «Центр по аккредитации при Узбекском агентства стандартизации, метрологии и сертификации» в качестве полноправного члена Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества по аккредитации (APAC), Международную организацию по аккредитации лабораторий (ILAC), Международный форум по аккредитации (IAF), утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан» от 24 апреля 2019 года №349 Центром начаты подготовительные работы по вступлению в международные организации.

В целях достижения поставленных задач Центром организована совместная работа с экспертом Федерального физико-технического института Германии (РТВ), Манфредом Киндлером, который является автором «Дорожной карты» 30 шагов по достижению взаимного признания услуг по аккредитации через ILAC и IAF». Данная концепция успешно применяется группой экспертов Европейской комиссии при оценке национальной инфраструктуры качества в странах Центральной и Восточной Европы.

В период с 22 по 26 апреля 2019 года со стороны международного эксперта проведена предварительная оценка готовности Центра к вступлению в международные организации по аккредитации.

Особое внимание было уделено вопросу обучения оценщиков и персонала органов по оценке соответствия, а также развитию связей с общественностью (проведению дней открытых дверей, конференций и семинаров).

Проведены тренинги для сотрудников Центра на темы: «Планирование стратегии для международного признания», «Выполнение требований ISO/IEC 17011:2017», «Внедрение менеджмента рисков (ISO 31000:2018 и ISO/IEC 17011:2017)», «Реализация 30 шагов Дорожной карты APAC MRA».

По итогам рабочей встречи достигнуты договоренности по продолжению сотрудничества по вопросам инфраструктуры качества и реализации мероприятий по вступлению Центра в качестве полноправного члена APAC, ILAC и IAF.

Очередная встреча запланирована на июнь месяц 2019 года.

Субъектам предпринимательства (юридическим лицам),претендующим на осуществление деятельности по проведению обязательного технического осмотра легковых автотранспортных средств физических лиц.

ГУП «Центр по аккредитации» в целях оказания методической помощи субъектам предпринимательства (юридическим лицам), претендующим осуществлять деятельность по проведению  обязательного технического осмотра легковых автотранспортных средств физических лиц,
а также обеспечения соблюдения принципов оценки соответствия, установленных Законом Республики Узбекистан «Об оценке соответствия» разработаны сводные требования, устанавливаемые при оценке технического состояния и оборудования транспортных средств категории М1.

Сводные требования разработаны на основе положений постановлений Кабинета Министров:

«Об утверждении общего технического регламента «о безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации»
от 4 июля 2012 года №191;

«Об утверждении Общего технического регламента о безопасности автотранспортных средств, работающих на сжатом природном, сжиженном нефтяном газах или на смеси дизельного и газообразного топлива»
от 11 ноября 2015 года № 326;

«О дополнительных мерах по совершенствованию порядка проведения обязательного технического осмотра транспортных средств» от 22 декабря 2017 г. № 1010.

Данные требования пригодны к использованию при оснащении субъектами предпринимательства своих производственно-технических баз технологическим оборудованием для организации и проведения проверок технического состояния транспортных средств, а также их аккредитации.

При этом, требования к помещениям и площади для размещения производственно-технической базы, предназначенным для оценки технического состояния транспортных средств, определены постановлением Кабинета Министров от 15 февраля 2019 г. № 136.

К сведению субъектов предпринимательства

ГУП “Центр по аккредитации” информирует, что действие свидетельств об аккредитации нижеперечисленных органов по оценке соответствия и метрологических служб прекращены:
Наименование органа по оценке соответствия № в гос.реестре и дата аккредитации Дата прекращения Основание
1 Орган по сертификации машиностроительной про-дукции ООО «Mega Test Group» UZ.АMT.06.MAI.307 от 08.04.2015 г. 08.04.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
2 Испытательная лаборато-рия ООО «Мega Test Group» UZ.АMT.07.MAI.888 от 08.04.2015 г. 08.04.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
3 Высоковольтный ис-пытательный центр ПП «Turon Transformator» UZ.АMT.07.MAI.887 от 08.04.2015 г. 08.04.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
4 Лаборатория метрологической службы ГУП «Toshkent Metropoliteni» UZ.AMT.17.MAI.059 от 08.04.2015 г. 08.04.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
5 Лаборатория метрологической службы ООО «AB ENGINEE-RING» UZ.AMT.17.MAI.060 от 145.04.2015 г. 15.04.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
6 Орган по сертификации систем менеджмента АО «Национальная энергос-берегающая компания» UZ.AMT.05.MAI.048 от 07.02.2018 г. 06.02.2023 г. На основании обращения АО «Национальная энергосберегающая компания» и решению Аккредитационной комиссии
7 Орган по сертификации продукции АО «Национальная энергосберегающая компания» UZ.AMT.06.MAI.379 от 26.03.2018г 25.03.2023 г. На основании обращения АО «Национальная энергосберегающая компания» и решению Аккредитационной комиссии
8 Испытательная лаборато-рия АО «Национальная энергосберегающая компания» UZ.AMT.07.MAI.1160 от 26.03.2018 г. 25.03.2023 г. На основании обращения АО «Национальная энергосберегающая компания» и решению Аккредитационной комиссии
9 Инспектирующий орган ООО «ENGINEERING BUREAU FRANKE INTERNATIONAL» UZ.AMT.11.MAI.057 от 22.04.2014 г. 22.04.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
10 Лаборатория метрологической службы ООО «PR-VOSTOK PROJEKT» UZ.AMT.17.MAI.061 от 22.04.2014 г. 22.04.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
11 Орган по сертификации медицинской продукции ДП в городе Карши Государственного унитарного предприятия «Dori vositalari, tibbiy buyumlar va tibbiy texnika ekspertizasi va standartizatsiyasi davlat markazi» UZ.AMT.06.MAI.375 от 19.10.2017 г. 29.03.2019 г. На основании обращения ДП в городе Карши Государственного унитарного предприятия «Dori vositalari, tibbiy buyumlar va tibbiy texnika ekspertizasi va standartizatsiyasi davlat markazi»  и  решению Аккредитационной комиссии
12 Испытательный центр ДП в городе Карши Государственного унитарного предприятия «Dori vositalari, tibbiy buyumlar va tibbiy texnika ekspertizasi va standartizatsiyasi davlat markazi» UZ.AMT.07.MAI.743 от 18.01.2018 г. 29.03.2019 г. На основании обращения ДП в городе Карши Государственного унитарного предприятия «Dori vositalari, tibbiy buyumlar va tibbiy texnika ekspertizasi va standartizatsiyasi davlat markazi»  и  решению Аккредитационной комиссии
13 Метрологическая служба На основании обращения ДП в городе Карши Государственного унитарного предприятия «Dori vositalari, tibbiy buyumlar va tibbiy texnika ekspertizasi va standartizatsiyasi davlat markazi»  и  решению Аккредитационной комиссии UZ.AMT.17.MAI.031 от 07.06.2010 г. 29.03.2019 г. На основании обращения ДП в городе Карши Государственного унитарного предприятия «Dori vositalari, tibbiy buyumlar va tibbiy texnika ekspertizasi va standartizatsiyasi davlat markazi»  и  решению Аккредитационной комиссии
14 Испытательная лаборатория ООО НТЦ «SertifAT» UZ.AMT.07.MAI.445 от 06.05.2014 г. 06.05.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
15 Испытательная лаборатория контроля качества ООО “ELASTIKUM” UZ.АMT.07.MAI.889 от 06.05.2014 г. 06.05.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
16 Орган по сертификации персонала ООО “STANDART TEST QUALITY” UZ.AMT.19.MAI.003 от 28.12.2018 г. 06.05.2019 г. В связи с истечением срока дейтсвия свидетельства об аккредитации
17 Испытательная лаборатория ООО «GOLD TEST» UZ.AMT.07.MAI.877 от 31.12.2013 г. Бессрочно На основании обращения ООО «GOLD TEST» и решения Аккредитационной комиссии
18 Лаборатория метрологической службы УДП «Ферганский нефтеперерабатывающий завод» UZ.AMT.17.MAI.062 от 13.05.2014 г. 13.05.2019 г. В связи с истечением срока действия свидетельства об аккредитации
19 Предотгрузочная инспекция “CONTROL UNION INTERNATIONAL” (Германия) UZ.AMT.11.MAI.002 от 13.05.2014 г. 13.05.2019 г. В связи с истечением срока действия свидетельства об аккредитации

Аккредитация: ценность объема цепочки поставок

9 июня 2019 года отмечается Всемирный день аккредитации

Инициатива создана ILAC и IAF для продвижения аккредитации. Внимание в этом году будет посвящаться теме, как аккредитация  «Ценность объема цепочки поставок» (#WAD). Заявление было выпущено совместно председателями обеих организаций для представления важности значения , и  эффективность как аккредитация может поддержать правительство, бизнес предоставляя широко принятые инструменты, что поможет обеспечению ценности для эффективности поставок.

Роль аккредитации:

Аккредитация определяет техническую компетентность, целостность и беспристрастность организаций, предоставляющих услуг по оценке соответствия, как тестирование, калибровка, сертификация и инспекция. Аккредитация  подкрепленная согласованными стандартами международного уровня, повышает объем поставок, поскольку предприятия стремятся максимизировать стоимость и выполнять условия контракта, сохраняя при этом уровень уверенности в том, что продукты соответствуют техническим спецификациями, что безопасны в использовании 80 % торговли включает в себя элементы испытаний калибровки, инспекции и сертификации , которые известны как оценка соответствия.

Аккредитация – это независимая оценка этих органов по оценке соответствия на соответствие стандартам для обеспечения их беспристрастности, компетентности и согласованности.

Таким образом аккредитация играет важную роль в снижении издержек торговли и ведения бизнеса, расширении передачи технологий и увеличении инвестиций. Тем самым позволяет компаниям интегрироваться в глобальные цепочки поставок, поскольку они могут демонстрировать качество продукции с помощью общего «технического языка», необходимого для установления доверия между деловыми партнерами. (Источник: Word bank)

В отчете, подготовленном отделом экономических исследований и статистики Всемирной торговой организации, указывается, что ненадлежащее использование оценки соответствия составляет 10% специфических торговых проблем (СТП). Аккредитация дает возможность решить данную проблему.

 На что требуется   обратить внимание:

-Хотя предприятия на протяжении многих лет производят товары со всего мира, объем поставок в настоящее время значительно сложнее с точки зрения скорости, масштаба, глубины и широты глобального взаимодействия;

-Глобальный характер цепочек поставок и розничных рынков означает, что предприятиям приходится работать в нескольких и часто отличающихся нормативных средах;

-Определение качества, подлинности и прослеживаемой сырья или компонентов требует достоверной информации .

-По мере ускорения инноваций и сокращения жизненного цикла продуктов на рынке становится более не предсказуемыми и оказывают повышенное давление на объем поставок.

-Организациям нужно управлять своей подверженностью риску или сбоям      в результате нарушений безопасности данных информации или сбоев системы

— Эффективный выбор устойчивых поставщиков не только с точки зрения финансовой стабильности, но и эффективности показатель  социальной ответственности (CSR) и норм. Цепочки поставок продукции становятся все более сложнее и глобальнее, так как компании стремятся оптимизировать затраты, оставляя при этом обеспечить гибкость управления. Объем поставок, охватывающие несколько стран и площадок, создают проблемы с точки зрения качества, соблюдения норм и стандартов, относящихся безопасности, а так же экологической и социальной ответственности. За закупками часто приходится до 70% расходов компаний (Источник: The Chartered Istitute of  Procurement and Supply), таким образом  любое нарушение может повлиять на прибыль, репутацию бренда и лояльность клиентов.

Увеличение признания

В последние годы наблюдается тенденция широкому признанию аккредитации и принятию соглашений правительствами и регулирующими органами. Например, в недавних торговых соглашениях Европейского союза (EU), подписанных с Японией, Канадой, Швейцарией и Тунисом, упоминается использование аккредитованной оценки соответствия для обеспечения согласованной свободной торговлей. Совет сотрудничества стран Персидского залива (GCC)использует единую систему регулирования рынка, в которой аккредитация является важным инструментом для внедрения системы регулирования и используется во всех нормативных актах для обеспечения ответственности ответственных органов. APEC одобряет аккредитацию для поддержки компонента оценки соответствия соглашений . ASEAN для электрического и электронного оборудования в качестве средства демонстрации выполнения указанных требований.  включила аккредитацию в отраслевой для электрического и электронного оборудования в качестве средства демонстрации выполнения указанных требований. Принятие аккредитации как обще региональными органами, так и национальными регулирующими органами в отдельных правительствах также помогает правительствам стран-членов WTO выполнять свои обязанности в соответствии с Соглашением о технических барьерах в торговле и Соглашением о санитарных и фитосанитарных мерах. Использование аккредитации также признается в других кругах. В Великобритании Институт директоров признает аккредитованную сертификацию по ISO 9001 в качестве меры в своем ежегодном отчете о надлежащем управлении, равно как и Глобальный инновационный индекс, который оценивает экономию на их эффективности. В недавнем отчете, опубликованном AIRMIC, Ассоциацией риск-менеджеров, была признана ценность аккредитации как инструмента определения ценового риска.

Услуги по аккредитации: добавление стоимости  поставок

Аккредитация действует во всех объемах поставок сектора: от медицинского оборудования, строительства, энергетики, одежды, текстиля, игрушек и электроники, информационных технологий и связи до безопасности  пищевых  продуктов и водоснабжения. Аккредитация предлагает ряд услуг, которые могут повысить ценность и управлять потенциальными рисками в объемах поставок посредством оценки работ по сертификации, инспекции, испытаниям и калибровке. Демонстрируя компетентность, беспристрастность и возможности этих организаций, он укрепляет доверие к товарам и услугам, позволяя менеджерам по закупкам и объемам поставок лучший вариант управлять своими рисками. Аккредитация способствует всемирно признанный инструмент для оценки и контроля не только рисков внутренней деятельности предприятий,   также продуктов и услуг, которые они размещают на рынке. Таким образом, регулирующие органы, покупатели и служащие могут продемонстрировать уверенность в том, что аккредитация обеспечивает более безопасный мир.

О противодействии коррупции

Справка: «Корру́пция (от лат. corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью (уполномоченное действовать в рамках закона по своему усмотрению) в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.»

По данным Сети справедливого налогообложения (независимой ассоциации, которая борется с практикой ухода от налогов), недобросовестные бизнесмены, которые сотрудничают с коррумпированными чиновниками, за последние 15 лет присвоили 30 триллионов долларов. Это половина годового ВВП всего мира.

Из Китая в период с 2000 по 2011 год исчезло около 4 триллионов долларов. В России этот показатель составляет около 1 триллиона долларов. В Европейском Союзе (во всех странах вместе) – 1,2 триллиона долларов. В основном это было связано с коррупцией
и отправкой финансов в секретные офшорные хранилища. Таким образом, можно сказать, что коррупция – бич экономики и государственного управления международного масштаба.

Коррупция является одной из главных угроз для безопасности государства, и в какой форме она бы не проявлялась, на каком уровне власти – она создаёт огромные проблемы в развитии государства, создает отрицательный образ страны во внешнеэкономических связях и препятствует экономическому росту. Коррупция порождает недоверие граждан к органам государственного управления и препятствует обеспечению прозрачности работы правительства.

С 2005 года Республика Узбекистан является членом ЕАГ — Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, которая в свою очередь является региональным органом по типу FATF – межправительственной группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

Справка: Основной целью ЕАГ является обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества на региональном уровне и интеграции государств-членов ЕАГ в международную систему противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в соответствии с Рекомендациями ФАТФ и стандартами противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма других международных организаций, участниками которых являются государства-члены ЕАГ.

Основными направлениями государственной политики в области противодействия коррупции Республики Узбекистан являются:

  • повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
  • реализация мер по предупреждению коррупции во всех сферах жизнедеятельности государства и общества;
  • своевременное выявление, пресечение коррупционных правонарушений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих, обеспечение принципа неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В целях противодействия коррупции государственные органы и иные организации принимают необходимые меры по повышению правового сознания и правовой культуры населения, формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции, в том числе путем проведения разъяснительной работы, организации правового воспитания и образования, научно-практических мероприятий, разработки учебно-методической и научной литературы по вопросам противодействия коррупции.

Центр по аккредитации осуществляет постоянную антикоррупционную работу в области аккредитации, проводятся системные действия по обеспечению компетентности, независимости и непредвзятости инспекционных, сертификационных органов и лабораторий, что способствует созданию равных условий для ведения предпринимательской деятельности и недопущения недобросовестной конкуренции, проводятся проверки по обеспечению отсутствия конфликта интересов, соблюдения Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции».

Борьба с коррупцией должна быть не только делом правоохранительных органов, каждый ответственный, сознательный гражданин может помочь этой борьбе и своему государству. В случае столкновения с проявлением коррупции в области аккредитации, убедительно просим Вас позвонить по телефону доверия Центра по аккредитации +998 (71) 280-68-78, и, Вы можете быть уверены, что по каждому факту обращения будет проведено полное, объективное и своевременное рассмотрение с дальнейшим проведением необходимых мер противодействия коррупционным действиям.

Источник доверия потребителя

Мы живем в мире, в котором каждый день образуются новые субъекты среднего и малого бизнеса, новые производства, новые компании, предоставляющие услуги, производящие новые товары, а проще говоря — производители продукции и услуг.

Как потребителю не ошибиться в выборе нужного ему, а главное, качественного и безопасного продукта или услуги, среди всего этого многообразия?

И с другой стороны, как новой компании выделиться среди других? Доказать, что твои услуги или продукция действительно качественны и стоят своих денег?

Для производителя ответ кажется очевидным – необходимо сертифицировать свою продукцию или услуги, пройти необходимую инспекцию, проверку качества и получить долгожданный сертификат, являющийся гарантом качества продукции.

Однако, в этом месте наших рассуждений можно задать неожиданный вопрос – а является ли сертификат подтверждением того, что продукт или услуга хорошего качества? Недоверчивый покупатель может подумать: «А что, если этот сертификат – просто цветная бумажка? Заплатили кому-то, эту бумажку и выдали, и не проверяли ничего вовсе, не инспектировали».

К тому же, Вы удивитесь, как много на самом деле существует таких инспектирующих и проверяющих органов, ведь областей, в которых проводится сертификация, тоже множество. Как определить, что проверяющий орган сам заслуживает доверия и выданные им сертификаты – гарант качества?

На этот вопрос есть только один ответ – вышеупомянутый орган проходит процедуру АККРЕДИТАЦИИ, ему выдается официальное подтверждение его компетентности, гарантирующее качество его услуг и услуг его клиентов, тех самых производителей продукции и услуг.

Логичный вопрос – кто-же занимается аккредитацией органов, проверяющих качество продукции и услуг в Узбекистане — проверяет их компетентность, непредвзятость и качество их работы? Мы можем смело ответить – единый Центр по аккредитации. Мы не зря выделили слово «единый», только этот Центр занимается оценкой органов, проверяющих качество, именно им определяется соответствие требованиям и добросовестность органа, выдающего сертификаты.

Центр по аккредитации был образован в целях дальнейшего совершенствования системы аккредитации органов по оценке соответствия, создания условий для производства экспортоориентированных и конкурентоспособных товаров, работ (услуг), защиты потребительского рынка страны от недоброкачественной продукции.

Так что теперь мы можем ответить на первый и главный вопрос нашей статьи – качеству какой продукции или услуг потребитель смело может довериться? Это та продукция и те услуги, которые сертифицированы аккредитованной Центром организацией.